Тревожность.
Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Состояние тревоги включает в себя целый комплекс эмоций, одной из которых является страх.
В два года дети чаще всего боятся чего-то определенного: оставаться с чужими взрослыми, посещения врача и т.п..
Начиная с трехлетнего возраста число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят страхи символические, такие, как страх темноты и одиночества.
В б—7 лет ведущим становится страх своей смерти.
В 7—8 — появляется страх смерти родителей.
В 7—11 лет ребенок больше всего боится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам.
Очень важно коррекционную работу с тревожными детьми начать до кризиса семи лет.
Тревожные дети часто имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаше других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети иногда любят покритиковать других. Эмоциональное напряжение у тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица, шеи и живота.
Повышение тревожности у дошкольников и младших школьников в настоящее время часто возникает в связи с нарушением детско-родительских отношений.
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в ситуации внутреннего конфликта. А внутренний конфликт может быть вызван:
1. повышенной тревожностью самих родителей;
2. неадекватными требованиями родителей к возможностям и потребностям своего ребенка;
3. предъявлением ребенку противоречивых требований;
4. непоследовательностью родителей при воспитании ребенка;
5. эффективностью (чрезмерной эмоциональностью) обоих родителей или одного из них;
6. стремлением родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей;
7. авторитарным стилем воспитания в семье;
8. гиперсоциальностью родителей: стремлением все делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам. При проведении коррекционных занятий с тревожным ребенком
А ведь для ребёнка очень важно чтобы:
- верили в него.
- принимать его как личность.
- уважали не только его достоинство, но и его страхи.
- принимали его перепады настроения, потому что он живой человек.
- помогли, научили спонтанно выражать свои чувств.
- в процессе игры, в безопасной среде научили принимать решения, действовать и стать уверенным. Так как, тревожные дети ждут в игре конкретных указаний и инструкций взрослого: что можно, а чего нельзя делать, сохраняют молчание и чувствуют себя неуверенно.
И важно помнить:
1. тревожных детей нельзя привлекать к соревновательным играм;
2. у каждого ребёнка свой тип темперамента. Дайте ребёнку возможность действовать в привычном для него темпе (чуть раньше посадить за стол и терпеливо дождаться, когда ребенок поест; раньше отправить одеваться; раньше разбудить, понимая, что ребёнку нужно больше времени на сборы в садик и т. д.);
3. нужно хвалить ребенка даже за не очень значительные достижения. Ведь они незначительны для вас, а ребёнок всему только учится;
4. заставлять ребенка заниматься незнакомыми видами деятельности нельзя. Дайте ему возможность просто посмотреть, как это делают его сверстники;
5. тревожные дети не любят новшества. Они любят уже знакомые игрушки, постоянное место за столом, сон в одной кроватке;
6. для тревожных детей необходим телесный контакт с родителем. Обнимайте чаще своих детей, это помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение.
7. необходимо научить ребёнка расслабляться.