Анна Фрейд: Детский психоанализ
Анна Фрейд (1895-1982), по работам которой составлена данная книга, известна не только как сподвижник и продолжатель учения своего отца, но и как основательница нового направления в клинической практике—детского психоанализа.
Своей исследовательской и научной деятельностью А. Фрейд доказала, что ребенок не менее взрослого может страдать и нуждаться в помощи. Она утверждает, что детский психоанализ требует специальной техники, поскольку в отличие от взрослого ребенок является незрелым, несамостоятельным и незащищенным существом.
Идейное и научное наследие А. Фрейд составляет собрание сочинений в 10 томах. В данную книгу включены ключевые работы, в которых отражены взгляды А. Фрейд на специфику детского психоанализа и его технику, этапы развития ребенка, типы детской психопатологии, психоанализ раннего детства, проблемы, связанные с детскими фантазиями и агрессией, механизмы защиты детского «Я», а также вопросы воспитания и образования.
Данная книга будет итсрссна студентам и преподавателям психологических, педагогических, медицинских вузов и факультетов, а также всем тем, чья профессиональная и личная деятельность связана с воспитанием и образованием детей, тем, кто пытается понять поведение и душу ребенка.
Содержание
Предисловие. Становление и развитие
детского психоанализа............................................... 5
Раздел I. Психоанализ раннего детства ......................... 13
Амнезия событий раннего детства и Эдипов комплекс .. 14
Инстинктивные проявления раннего детства .................... 28
Латентный период ........................................................................39
Взгляд на детство с точки зрения психоанализа................ 51
Раздел II. Фантазии и агрессия..................................... 69
Фантазии и образы избиения................................................... 70
К проблеме агрессии.................................................................... 84
Толкование агрессии................................................................... 96
Связь агрессии и эмоционального развития:
норма и патология................................................................ 115
Раздел III. Механизмы защиты.................................... 123
Защитные действия Я, рассматриваемые как объект
анализа .....................................................................................124
Защитные механизмы.............................................................. 134
Ориентация защитных процессов в соответствии
с источником тревоги и опасности ................................. 143
Отрицание в фантазии.............................................................. 152
Отрицание в слове и действии............................................... 163
Идентификация с агрессором ................................................ 171
Раздел IV. Развитие ребенка ....................................... 181
Эмоциональное и социальное развитие детей
младшего возраста................................................................ 182
Эмоциональное и инстинктивное развитие ...................... 194
Метод наблюдения в исследовании развития детей ......217
Некоторые замечания о наблюдении за младенцами .....233
Раздел V. Детская психопатология .............................. 247
Обманчивость явной симптоматологии .............................248
Истоки детской психопатологии..........................................272
Инстинктивная тревога в пубертатном периоде.............. 290
Некоторые типы и этапы социальной дезадаптации...... 307
Подростковый возраст как нарушение развития............. 323
О некоторых проблемах в отношении подростков
с родителями .......................................................................... 330
Раздел VI. Техника детского психоанализа .................. 341
Введение в детский анализ...................................................... 342
Приемы детского анализа ........................................................355
Роль перенесения в детском анализе ...................................369
Связь взрослого и детского анализа..................................... 381
Пути и возможности терапии .................................................406
Раздел VII. Психоанализ, воспитание, образование...... 425
Психоанализ в детском возрасте и воспитание ................426
Обеспечение необходимых условий
в раннем возрасте и воспитание ......................................443
Психоанализ и воспитание...................................................... 457
Взаимосвязь психоанализа и образования ........................467
Литература ............................................................ 477